На сегодняшний день общепризнано , что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.В структуре психологической готовности выделяют следующие компоненты:
Включает:
1.1.формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается: — в отношении ребенка к школе; — к учебной деятельности; — учителям; — к самому себе.
1.2.Уровень развития мотивационной сферы . Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной(атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
1.3. Предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительная хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора , запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Этот компонент готовности включает у детей качества, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.