В понятие «упрямство» каждый взрослый вкладывает свой смысл, но это слово употребляется с негативным оттенком. Упрямство может раздражать, злить, утомлять и огорчать родителей.
Одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет(предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по-своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением и время от времени предоставляют право выбора.
Иногда упрямство ребенка может быть спровоцировано чувствами обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает как инструмент мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения, существующей в семье. Родители очень заняты и не уделяют ребенку достаточно внимания. В результате ребенок своим поведением как бы сообщает: «Мама, Я ХОЧУ, чтобы ты меня одела!»
Очень важно, чтобы родитель хотелс отрудничать с психологом. Родитель должен понять и принять своего ребенка, любить его таким, какой он есть, а не искать недостатки.
Подходы к упрямому ребенку
Обычно во время приступа детского упрямства и силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение «Я устала с ним(ней) бороться». Со стороны кажется, что между ребенком и родителями идет война. Понятно, какие чувства испытывает взрослый при детском упрямстве. А что испытывает ребенок? Для этого нужно предложить родителям вспомнить себя в детстве, свои прежние чувства, воссоздать в памяти аналогичную ситуацию, когда очень хотелось, а родители не давали. Важно проговорить вслух эти чувства. А после этого родителю следует вернуться в настоящее и посмотреть на своего ребенка. Родители нев сегда понимают, что дети часто воспринимают «борьбу» с их упрямством, как «борьбу» с ними самими. При этом ребенок может переживать грусть, ненависть, обиду, жалость и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому. И это вполне естественно — это защитная реакция ребенка.
Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблему, которая звучит «Как с ним бороться?» следует перефразировать на «Как нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?» В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, что он хочет. Иногда ребенок не может подобрать слова,чтобы точно выразиться, тогда взрослому нужно предложить возможный список желаний ребенка, чтобы тот мог выбрать что-то из перечисленного. После того, как желание прояснилось, нужно признать право ребенка на его желание. Когда мы чувствуем, что кто-то признает и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком. Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует поговорить, когда и как это возможно. Если желание невозможно осуществить, например, остановить ветер или выключить солнце, тогда следует поиграть с ребенком в волшебную палочку.
Памятка для родителей
Как вести себя с упрямым ребенком
- Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие его возрасту
- Прежде чем обвинить ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямитесь ли вы сами
- Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир его глазами
- Предоставляйте ребенку право выбора
- Старайтесь не создавать ситуаций, в которых может проявиться упрямство
- Не используйте силовые методы — это только усугубит упрямство
- Не соглашайтесь с ребенком только для того, чтобы он отстал
- Не забывайте хвалить ребенка
- Не ведите борьбу с ребенком: взрослый и физически и психически крепче, так что ребенок будет в проигрыше в любом случае, выстраивайте с ним разумное взаимодействие
- Посвящайте ребенку больше времени ив нимания, чаще играйте с ним
- Помните: здоровый ребенок не может везде и всюду подчиняться родителям!
Памятка для родителей.
Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.
- Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
- Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это очень красиво! Хорошая работа!
- Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
- Это лучше всего! Это лучше, чем всегда! Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
- Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой! Это уже успех! Это твоя победа! Сердечно рада за тебя!
- Ты настоящий мастер. Ты сейчас на правильном пути.
- Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав! Ты — чудо!
Как нужно поощрять детей дошкольного возраста.
- Оценивать поступок, а не личность!
- Давать особо почетные поручения (когда ребенку поручается нечто большее, чем обычно) .
- Поощрять не только за результат, но и за попытку достигнуть результата, за старание сделать хорошо.
- Удачно подобранные слова и фразы могут служить поощрением.
- Использовать минимальные вознаграждения, как символ успеха и достижения.
- Чем разнообразнее и неожиданней поощрения, тем они действеннее!
- Поощрения должны исполняться.
- Можно использовать варианты «косвенного одобрения».
- Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, стоит начинать с похвалы!
- Поощрения не должны быть чрезмерны!
- Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний!