В понятие «упрямство» каждый взрослый вкладывает свой смысл, но это слово употребляется с негативным оттенком. Упрямство может раздражать, злить, утомлять и огорчать родителей.
Одной из причин упрямства может быть возрастной кризис. В процессе воспитания ребенка выделяются три таких кризиса: трех, семи лет(предшкольный) и подростковый. В эти периоды желание делать все по-своему, самостоятельно столь велико, что любые действия взрослых, препятствующие этому, вызывают реакцию протеста. Как показывает практика и многочисленные психологические исследования, возрастные кризисы проходят мягче в тех семьях, где к ребенку проявляют уважение, интересуются его мнением и время от времени предоставляют право выбора.
Иногда упрямство ребенка может быть спровоцировано чувствами обиды, злости, гнева в адрес родителей. В этом случае оно выступает как инструмент мести, привлечения внимания. Это свидетельствует о реальной проблеме общения, существующей в семье. Родители очень заняты и не уделяют ребенку достаточно внимания. В результате ребенок своим поведением как бы сообщает: «Мама, Я ХОЧУ, чтобы ты меня одела!»
Очень важно, чтобы родитель хотелс отрудничать с психологом. Родитель должен понять и принять своего ребенка, любить его таким, какой он есть, а не искать недостатки.
Подходы к упрямому ребенку
Обычно во время приступа детского упрямства и силы родителей направлены на борьбу. Зачастую родители употребляют выражение «Я устала с ним(ней) бороться». Со стороны кажется, что между ребенком и родителями идет война. Понятно, какие чувства испытывает взрослый при детском упрямстве. А что испытывает ребенок? Для этого нужно предложить родителям вспомнить себя в детстве, свои прежние чувства, воссоздать в памяти аналогичную ситуацию, когда очень хотелось, а родители не давали. Важно проговорить вслух эти чувства. А после этого родителю следует вернуться в настоящее и посмотреть на своего ребенка. Родители нев сегда понимают, что дети часто воспринимают «борьбу» с их упрямством, как «борьбу» с ними самими. При этом ребенок может переживать грусть, ненависть, обиду, жалость и др. В этот момент он может испытывать желание действовать наперекор взрослому. И это вполне естественно — это защитная реакция ребенка.
Что делать родителям? Необходимо перейти к взаимопониманию. Проблему, которая звучит «Как с ним бороться?» следует перефразировать на «Как нам понять ребенка и научиться правильно с ним взаимодействовать?» В конфликтной ситуации запас возможностей держать себя в руках у взрослого гораздо больше, чем у ребенка. Родитель должен подробнее расспросить ребенка, что он хочет. Иногда ребенок не может подобрать слова,чтобы точно выразиться, тогда взрослому нужно предложить возможный список желаний ребенка, чтобы тот мог выбрать что-то из перечисленного. После того, как желание прояснилось, нужно признать право ребенка на его желание. Когда мы чувствуем, что кто-то признает и принимает наши планы, мы радуемся, и у нас сразу возникает расположение, тяга к сотрудничеству и диалогу с принимающим нас человеком. Далее возможно конструктивное обсуждение желания. Желание бывает реалистичным, но осуществимым не в данный момент. В таком случае следует поговорить, когда и как это возможно. Если желание невозможно осуществить, например, остановить ветер или выключить солнце, тогда следует поиграть с ребенком в волшебную палочку.
Памятка для родителей
Как вести себя с упрямым ребенком
Памятка для родителей.
Способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста.
Как нужно поощрять детей дошкольного возраста.