Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое). Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.
-
На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
-
Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
-
На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
-
Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
-
Записывать материал, который дает музыкальный руководитель, в тетрадь по совместной деятельности.
-
Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
-
Следить за правильным выполнением детьми движений.
-
В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Используемая литература:
-
Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»;
-
А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »;
-
Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»;
-
Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»;
-
С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»;
-
Журнал «Справочник музыкального руководителя»;
-
М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»;
-
М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду».
Составила: Копосова О. Л., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МДОУ Детский сад №99 «Голубая важенка», г. Петрозаводск.