Музыкальные игры и хороводы в летний период.
Консультация для воспитателей детского сада.
В Программе воспитания в детском саду большое значение придается различным видам игр. Так имеются сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, подвижные игры с правилами, дидактические игры, музыкальные игры, игры-забавы. Игры с детьми воспитатели должны использовать на всех занятиях и в повседневной жизни в течение всего учебного года, не забывая при этом использовать музыкальные игры и игры со словом. Воспитатели часто испытывают нехватку времени для этого вида игр, но летом такого затруднения не бывает. Освоить несколько песен к играм может каждый педагог. В процессе игровой деятельности продолжает развиваться активное речевое общение детей, расширяется и обогащается их словарный запас. С помощью музыкальных игр у детей развивается интерес к пению, музыке, развивается музыкальный слух, память, чувство ритма. Но самое главное – через игру музыка и песня входят в быт детского сада и семьи. Игры с пением, подвижные игры со словом можно использовать летом как на занятиях, так и во время прогулок. Игры с пением даются и в конце физкультурных занятий.
В первой и второй младших группах игры проводятся под пение воспитателя, в средней, старшей и подготовительной группе – под пение детей и воспитателя.
Музыкальные игры и игры со словом – это игры с определенными правилами. Организуя такие игры, воспитатель должен уделить особое внимание предварительному соглашению с детьми об условиях игры. При этом формируется умение детей распределять различные функции между участниками игры, подчиняться нормам справедливого распределения этих функций, относиться к правилам как к обязательному условию для всех участников.
Воспитатель в летний период организовывает с детьми подвижные игры, игры со словом и музыкальные игры разной сложности в соответствии с возрастными особенностями детей. Если в группе смешанный возраст, нужно использовать на занятии игры для младшей из возрастных групп, или проводить игры по подгруппам.
Примерный список игр по возрастным группам.
Первая младшая группа:
«Где же наши ручки?», «Тихо-громко», «Тихие и громкие звоночки», «Ой, летали птички», «Солнышко и дождик», «Зайцы и лиса», «Кукла шагает и бегает», «Зайцы и медведь».
Игры со словом: «Солнышко», «Радуга-дуга», «Огуречик».
Вторая младшая группа:
Рус. нар. игры «Ходит Васька серенький», «Петушок»; музыкальные игры Г. Вихаревой «Козлятки и волк», «Лисичка и зайцы», «Музыкальный котик»; дидактическая игра «Есть у нас чудесный дом».
Игры со словом: «В огороде заинька» и все игры со словом первой младшей группы.
Средняя группа:
«Кто у нас хороший», «Мы на луг ходили», «Карусели», «Пошли дети в поле собирать цветы», «Зайчик».
Игры со словом: «Дедушка Егор», «Две тетери», «Скок-поскок».
Старшая группа:
«Золотые ворота», «Буги-буги», «Шла коза по мостику», «Бабка-Ежка», «Игра с бубном», «Каравай», «Разыгрался Иванушка», «Ворон», игры типа «Третий лишний».
Игры со словом: «Трактора», «Поехали», «Козы» и др.
Подготовительная группа:
«Горошина», «Догонялки», «Давайте все делать как я», «Не зевай» и игры старшей группы; хороводы (их можно исполнять без музыкального сопровождения) «На горе-то калина», «Во поле береза стояла», «Поедем, милые, в деревню жить».
Игры со словом: «Шалтай-болтай», «Лиса», «Наташа», «Трубач» и др.
Составила музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №99 Копосова Ольга Леонидовна.