Программ, технологий, авторских разработок по дошкольному воспитанию сейчас столько, что даже опытные старшие воспитатели и руководители затрудняются в их выборе. При этом большинство детских садов большое внимание уделяет сотрудничеству с семьей. Все больше дошкольных учреждений привлекает родителей к участию в жизни детского сада и строят свою работу в последовательности: «Воспитатель – ребенок – родитель».
Цель этой работы для родителей и сотрудников детского сада – установить партнерские отношения с семьей ребенка, привлечь родителей к жизни и деятельности детского сада, а также – объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее раскрывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлекать их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий.
А этих мероприятий может быть множество, например:
- Проведение родительских собраний;
- Знакомство с планами работы детского учреждения;
-Дни открытых дверей;
- Интеллектуальные игры: КВН, «Что, где, когда», «Самый находчивый» и т.п.;
- Вечера ответов и вопросов;
- Встречи за «Круглым столом»;
- Спортивно-музыкальные игры и праздники;
- Участие в конкурсах разных тематик и т.д.
Цель этой работы для детей – воспитание чувства любви и уважения к родителям и сотрудникам детского сада, воспитание коммуникативных навыков и чувства здорового соперничества, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе взаимодействия и совместного творчества с родителями.
Подготовительная работа по проведению Дня семьи в группе состоит в проведении предварительного опроса или анкетирования родителей на тему «В каких мероприятиях вы хотели бы поучаствовать вместе с детьми?» По результатам опроса и анкетирования, с учетом пожеланий родителей составляется план мероприятий на учебный год.
Ход мероприятия «День семьи в группе»:
Первый вариант (С участием родителей):
-
Музыкальная зарядка с участием родителей;
-
Музыкальный завтрак (в сопровождении песен «Умывальная», «Наша каша», «Спасибо поварам» и т. д.);
-
Музыкальное занятие или викторина вместе с родителями;
-
Прогулка – «Веселые старты» с родителями, семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» и т. п. ;
-
Обед;
-
Дневной сон (для детей). В это время с родителями в музыкальном или физкультурномзале можно провести семинар на любую спортивную или музыкальную тему, например: «Музыкальная релаксация» или «Как музыка влияет на развитие способностей и здоровье детей?», к проведению семинара можно привлечь других специалистов – инструктора по физкультуре, по плаванию, психолога и логопеда.
-
После сна можно провести небольшую музыкальную разминку, бодрящую гимнастику.
-
Любое развлечение с участием детей и родителей.
Второй вариант (Когда родители не имели возможности присутствовать в первую половину дня);
Можно проводить занятия и мероприятия по предыдущему плану. Вечером дети вручают родителям подарки, изготовленные своими руками на утренних занятиях, после тихого часа – проводится любое мероприятие по выбору воспитателя и музыкального руководителя с участием хотя бы части родителей, при этом можно использовать литературу:
-
«День рождения – праздник детства». Сборник «Работа с родителями в ДОУ», О. И. Давыдова, Л. Г. Богословец, А. А, Майер, стр. 128.
-
«Семейный час». Пособие для работников ДОУ, О, В, Солодянкина, статья «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» стр.65;
-
«Праздник чая в семейном клубе». Пособие для работников ДОУ, статья «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей», стр. 65;
-
Различные семейные конкурсы и соревнования, семейные праздники «Неразлучные друзья – мама, папа, бабушка, дедушка и я!» и т.п..
В процессе проведения таких мероприятий, которые в конечном итоге подчинены одной цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства «детский сад – семья» и решаются следующие задачи:
-
Повышается педагогическая культура родителей;
-
Изучается и обобщается лучший опыт семейного воспитания;
-
Родители приобщаются к участию в жизни детского садачерез поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.