Адрес г. Петрозаводск, ул.Сортавальская, 12 А

Телефон

(8142) 51-73-08, 53-01-06

Эл. почта detsadvagenka1@rambler.ru

20 ноября 2024 г.
20 ноября в рамках Базовой площадки, прошло мероприятие для педагогов и специалистов Петрозаводского городского округа по теме «Использование приемов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста для формирования навыков самообслуживания». Сенсорная интеграция — это процесс, посредством которого мозг принимает, обрабатывает, упорядочивает и интерпретирует информацию, поступающую от органов чувств. Дети раннего возраста очень чувствительны к окружающему миру и воспринимают поступающую информацию тактильно, визуально и на слух. Полученная информация помогает ребенку адаптироваться и ориентироваться в окружающей среде, общаться с другими людьми, учиться и развиваться. Музыкальный руководитель, Шалгунова Елена Викторовна, представила коллегам дидактический материал, развивающий слуховое восприятие, акустическое внимание по двум направлениям – развивается восприятие речевых звуков и неречевых звуков, то есть шумов. Резникова Вера Васильевна, инструктор по физической культуре представила материал развивающий координацию движений, крупную моторику, ориентировку в пространстве. Педагог-психолог, Черкесова Евгения Федоровна, поделилась пособиями и дидактическими играми, развивающими мелкую моторику рук, восприятие цвета, тактильные ощущения. Баканова Татьяна Александровна, старший воспитатель, представили пособия для работы с водой. Развитие тактильных ощущений, эмоциональная стабилизация, практическая составляющая и дидактическая основа, возможности воды безграничны. Упражнения с представленными материалами позволяют детям раннего возраста стать независимым от взрослого, быть самостоятельным, уверенным в себе. По отзывам коллег, они высоко оценили работу педагогов групп раннего возраста и готовы применять на практике представленный опыт.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

      Современный ребенок к 4,5—5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

      Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонети-ко-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в лю­бом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фо­нетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта — общее недоразвитие речи.

      Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей — 1-й. Самый высокий — 3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типич­ным уровнем речевого развития. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5—3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее, употребительные слова, обозна­чающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

      Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и назы­вания:

-  частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т. п.);

-  глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, гры­зет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);

-  приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);

-  антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубо­кий — мелкий, густой — жидкий и т.п.);

-  относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).

      В грамматическом строе распространены ошибки:

- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);

-  согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «За­ботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»);

-  построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).

      В фонетическом плане дети: - неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух и в произ­ношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие, а также звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, Л—Р и т.п.;

- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопро­водчик—датавотик, фотография—атагафия, магнитофон—матафон, воспи­тательница—питатифа);

-  не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).

      В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особеннос­ти. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недораз­витием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности из­ложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатле­ния, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по па­мяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстни­ков. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

      Предлагаем пример рассказа по картине 5-летнего ребенка с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития):

«Дети фипили (слепили) фнигака (снеговика). Дети катавифа (катались) на фанки (на санках). Дети катавифа ив гойки (с горки). Питатинифа (воспитательница) повала (позвала) детёф (детей) дефкий фат (в детский сад)».

      При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех компонентах языковой системы более грубы и стойки. Приведем пример рассказа по картинке, составленного ребенком 5 лет:

«Бася ... котю. Она ... фате. Бася кос зиля ходива». (Собака ... школу. Она ... портфель. Собака кость взяла, ходила.)

      Для более полного представления об особенностях речи детей со 2-м уровнем речевого развития приведем образцы произношения ими неко­торых слов:

виноград—биледат голова—гада гвозди—дети стрекоза—ликаза сковородка—левоська

При 1-м уровне речевого развития у ребенка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:

собака, коза, корова, баран — ава

машина, корабль, ракета, велосипед — ту-ту

упасть, спуститься, сесть, лечь — па

есть, пить, откусывать, жевать — ам и т. п.

самолеты—алёти троллейбус—алебись трамвай—талань обезьянки—мизяки огурец—дулесь

- построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).

      В фонетическом плане дети:

-  неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух и в произ­ношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие, а также звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, Л—Р и т.п.;

- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопро­водчик—датавотик, фотография—атагафия, магнитофон—матафон, воспи­тательница—питатифа);

-  не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).

      В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особеннос­ти. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недораз­витием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности из­ложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатле­ния, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по па­мяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстни­ков. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

      Предлагаем пример рассказа по картине 5-летнего ребенка с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития):

«Дети фипили (слепили) фнигака (снеговика). Дети катавифа (катались) на фанки (на санках). Дети катавифа ив гойки (с горки). Питатинифа (воспитательница) повала (позвала) детёф (детей) дефкий фат (в детский сад)».

       При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех компонентах языковой системы более грубы и стойки. Приведем пример рассказа по картинке, составленного ребенком 5 лет:

«Бася ... котю. Она ... фате. Бася кос зиля ходива». (Собака ... школу. Она ... портфель. Собака кость взяла, ходила.)

      Для более полного представления об особенностях речи детей со 2-м уровнем речевого развития приведем образцы произношения ими неко­торых слов:

виноград—биледат голова—гада гвозди—дети стрекоза—ликаза сковородка—левоська

      При 1-м уровне речевого развития у ребенка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана, например:

собака, коза, корова, баран — ава

машина, корабль, ракета, велосипед — ту-ту

упасть, спуститься, сесть, лечь — па

есть, пить, откусывать, жевать — ам и т. п.

самолеты—алёти троллейбус—алебись трамвай—талань обезьянки—мизяки огурец—дулесь

Решаемвместе
Неубранснег, яманадороге, негоритфонарь? Столкнулисьспроблемой — сообщитеоней!